Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму, в условиях организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методическое пособие.

Алексеева И.А., Новосельский И.Г.

Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2015 — 232 с.

Настоящее пособие для специалистов, работающих в детских домах и приютах, было разработано по заказу Национального фонда защиты детей от жестокого обращения с целью предоставить специалистам (в первую очередь, психологам, социальным педагогам, воспитателям) инструмент, помогающий выявлять и преодолевать последствия психологических травм у детей, попавших в детские дома и приюты.

Опыт работы авторов с сотрудниками детских домов, социально-реабилитационных центров и приютов, разбор трудных ситуаций во взаимодействии с детьми, практика проведения психологических занятий с детьми, интервьюирования детей в детских учреждениях показали, что травматический опыт детей, как правило, не выявляется, или представление о нем носит фрагментарный характер и в реабилитационной работе с детьми практически не учитывается.

При этом дети, длительное время находящиеся в детских учреждениях, не только имеют травмирующий опыт, обусловленный плохим обращением и недостаточной заботой со стороны родителей, жестоким обращением в семье (насилием и пренебрежением нуждами ребенка), но и чаще обычных детей сталкиваются с «классическими» травматическими событиями – несчастными случаями, смертью близких, сексуальным насилием и др.

Вопросы, касающиеся положения детей, подробная история их жизни, пережитого жестокого обращения, опыт столкновения с различного рода трагическими ситуациями, влияние этого трудного опыта на представление ребенка о себе, других и на его поведение, представление о настоящем положении и о своем будущем – эти вопросы актуальны для всех детей, постоянно проживающих в детских учреждениях. Несмотря на значимость этих вопросов для оказания помощи ребенку, многие из них зачастую игнорируются специалистами, занимающимися проблемами устройства дальнейшей жизни ребенка. Это происходит по разным причинам: перегруженность персонала повседневными делами; опасение расстроить ребенка (многие взрослые, особенно, педагоги и воспитатели, зная о каких-то трагических событиях в жизни ребенка, опасаются, что напоминание о них может расстроить ребенка, приведет к ухудшению поведении, конфликтам); неумение разговаривать на травмирующие темы; недостаточное понимание связи между травматическим опытом и поведением ребенка; ошибочное представление о том, что ребенок все забудет, если ему не напоминать о прошлом…

Кроме того, в детском доме, социально-реабилитационном центре, приюте ребенок сталкивается с достаточно большим количеством взрослых (педагогов, воспитателей, социальных педагогов, психологов, нянечек), каждый из которых имеет свой функционал и ответственность, решает свои задачи и испытывает связанные с ними трудности. За повседневными проблемами, например, дисциплинирование детей, организация и выполнение домашних заданий, наведение порядка, разбор конфликтов, проведение занятий, заполнение документации и пр. сам ребенок и его история жизни уходит на второй план, он становится объектом различных воздействий, его особенности нивелируются, на поддержание с ним индивидуального контакта, вникание в его переживания и понимание обусловленных этими переживаниями реакций остается мало места и времени.

Данное пособие может помочь специалистам разного профиля выявлять некоторые наиболее часто встречающиеся в жизни детей, находящихся в детских домах, травмирующие ситуации для преодоления их последствий и оказания помощи детям.