Как услышать ребенка

Методическое пособие для специалистов по проведению интервью с детьми

Ирина Алексеева, Илья Новосельский

Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012 — 2 тт.

Цель данного пособия — предоставить специалистам инструмент, позволяющий прояснить и сформулировать позицию ребенка по отношению к его будущему и возможной репатриации.

В пособии представлены схемы и материалы, помогающие ребенку сформулировать свое мнение, а специалистам – понять точку зрения ребенка при решении вопроса о его репатриации.

Оно описывает проведение интервью с детьми-мигрантами (на примере детей из Республики Молдова), находящимися на территории Российской Федерации, в отношении которых решается вопрос о возвращении в свою страну либо интеграции в России.

Пособие состоит из двух частей:

  1. Вербальной — с описанием логики и плана интервью с детьми старшего возраста
  2. Иллюстрированной — с тематическими рисунками проективного характера (цветными и черно-белым) и примерами вопросов по ним для проведения интервью с детьми младшего возраста.

Пособие может также использоваться для диагностики актуального состояния ребенка, его проблем, привязанностей, представлений о себе и отношениях с окружающими, пережитого насилия и кризисных ситуаций в жизни.

Положение ребенка может быть неоднозначным и допускать возможность разных решений.

С точки зрения пользы для ребенка содействие ему в выражении своего мнения способствует лучшему пониманию специалистами его интересов, стабилизации его эмоционального состояния, позволяет найти наиболее приемлемое с точки зрения эмоционального благополучия и социальной адаптации ребенка решение относительно его будущего.

Понимание позиции ребенка не сводится к получению ответа на несколько простых вопросов и предложений выбрать тот или иной вариант. Ребенок часто может быть не способен к информированному согласию на ту или иную альтернативу до тех пор, пока совместно с ним не будет восстановлена картина его жизни, актуального состояния и проработаны обстоятельства, которые могут повлиять на ответ.

Эта картина формируется во время общения с ребенком. Ребёнок, из-за особенностей его жизни и условий, в которых происходит разговор (пережитое насилие и пренебрежение нуждами; искаженное представление о вине и ответственности за неблагоприятную ситуацию; недоверие к взрослым; трудности выражения мыслей и переживаний в силу возраста или особенностей владения языком; неясное понимание, где он находится и зачем его о чем-либо спрашивают) может оказаться (и часто оказывается) неспособным самостоятельно обсуждать важные вопросы, если взрослый не обратится к этим темам и не окажет поддержку ребенку в ходе разговора о нем.