ПРОГРАММЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Сотрудники фонда «Новые шаги» регулярно проводят обучение и супервизию для сотрудников и волонтеров государственных и негосударственных социальных служб. Наши программы рассчитаны, в первую очередь, на специалистов — психологов, психотерапевтов, социальных работников, социальных педагогов, сотрудников органов опеки и правоохранительных органов, имеющих дело с детьми и семьями, а также студентов помогающих профессий и волонтеров социальных служб.
I. Обучающие семинары
Обучение проводится в форме семинаров, включающих в себя теоретическую часть и элементы тренинга с акцентом на разбор случаев из практики участников и ведущих. Специальное внимание уделяется правильной диагностике проблем и постановке задач при работе со случаем, обучению конструктивному взаимодействию с детьми, родителями и между специалистами.
• Жестокое обращение с ребенком (насилие по отношению к детям)
- Физическое насилие в семье
- Сексуальное насилие в адрес детей и подростков.
- Эмоциональное (психологическое) насилие
- Организация помощи детям, пострадавшим от насилия
• Жестокое обращение с ребенком в неблагополучной семье (пренебрежение нуждами детей)
- Отсутствие заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами
- Социально- неблагополучная семья
- Оценка безопасности и риска повторения жестокого обращения с ребенком
- Диагностика и понимание проблем семьи
• Подходы к работе с различными проблемами семьи
- Злоупотребление алкоголем
- «Маленькие мамы» (помощь несовершеннолетним родителям)
- Помощь семьям, в которых имеются дети с особыми потребностями
- Организация работы с неблагополучной семьей
• Организация помощи детям и семьям
- Ведение случая
- Командный подход и комплексная помощь
- Профилактика синдрома профессионального сгорания
• Работа с детьми, перенесшими психологические травмы
- Основные психотравмирующие события в жизни детей
- Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях
- Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей
- Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы.
- Программа групповой психологической работы с детьми, пережившими психологическую травму
• Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте
- Агрессивное поведение
- Нарушения поведения у детей, ограниченные рамками семьи
- Девиантное поведение
- Школьная дезадаптация
• Суицидальные проблемы у детей и подростков
- Общие характеристики суицидального поведения.
- Особенности и «подводные камни» подросткового суицида
- Критерии оценки и диагностика риска суицидальной опасности
- Особенности оказания психологической помощи клиентам с суицидальной готовностью
- Особенности и границы психологической помощи при психиатрических проблемах
- Профилактика суицида, мишени работы и ее организация
• Психологическая помощь детям, переживающим кризисные состояния
- Понятие о кризисе. Общие характеристики кризисных состояний.
- Возрастные кризисы у детей и подростков
- Развод родителей
- Изменение в составе семьи
- Переживание горя и потерь близких
- Организация кризисной помощи
• Подготовка консультантов телефона доверия
- Особенности оказания психологической помощи по телефону
- Методы и техники телефонного консультирования
- Специфические обращения на телефон доверия
- Помощь по телефону в кризисных ситуациях
• Подготовка супервизоров для социальных и психологических служб
- Цели, задачи, функции супервизии
- Основные составляющие супервизорской системы
- Этапы проведения супервизии
- Супервизорская помощь при столкновении с травматическими проблемами (насилие, суицидальные проблемы, горе и потери, etc)
- Супервизия для специалистов по социальнойработе
- Роль из задачи супервизора в организации работы помогающей службы
II. Программа дополнительного профессионального образования "Кризисное психологическое консультирование".
Программа реализуется сотрудниками Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам "Новые шаги" совместно с Институтом Практической Психологии "Иматон".
Руководитель программы: Ирина Алексеевна Алексеева - генеральный директор Санкт-петербургского фонда кризисной психологической помощи "Новые Шаги".
Программа рассчитана на психологов, социальных работников, социальных педагогов и всех тех, кто оказывает помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также людям, которые нуждаются в социально-психологической помощи в силу их социального положения, состояния здоровья, возраста, столкновения с чрезвычайными обстоятельствами.
Основной акцент в подготовке делается на работу с кризисными ситуациями и суицидальными проблемами, на преодоление последствий пережитой психологической травмы, оказание социально-психологической помощи неблагополучным семьям и детям с девиантным поведением. Содержание программы охватывает проблемы, с которыми сталкиваются почти все специалисты, работающие в сфере психологического консультирования.
III. Мастерская для психологов и психотерапевтов.
Обучение навыкам психологического консультирования в русле интегративного подхода:
- Этапы консультирования, формирование контакта, диагностика проблем, выбор методов работы
- Специфика консультирования детей и подростков, консультирования родителей
- Собственный опыт специалиста и его влияние на процесс и результат работы с клиентов
- Разбор случаев из практики участников и ведущих
- Помощь участникам в работе с собственными проблемами
IV. Супервизия и профессиональная поддержка специалистов
• «Закрытые» супервизорские группы (на протяжении нескольких месяцев, регулярные, с постоянным составом участников)
• «Открытые» супервизорские группы (эпизодические, с разным составом участников)
• Индивидуальные супервизии и консультации для специалистов (помощь в работе с трудными случаями, содействие в разрешении личных проблем, связанных с работой)
• «Он-лайн супервизии» посредством видеоконференций через скайп или другие приложения (для специалистов из других регионов)