О фонде

Обучение

 

Проекты

 

Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые Шаги»  был создан еще в середине 1990-х гг. сначала как объединение специалистов, занимавшихся оказанием помощи детям и подросткам, переживающим кризисные ситуации. Большая часть из них на тот момент работала в первой в России кризисной психологической службе для детей и подростков, существовавшей при городской детской психиатрии Санкт-Петербурга.

Этот практический опыт работы с последствиями насилия, суицидальными проблемами, выкрадыванием детей родителями после развода и другими кризисными ситуациями во многом послужил определению базовых направлений работы фонда «Новые Шаги».

Помимо большого количества консультаций для детей, родителей и специалистов сотрудники Фонда за последнее десятилетие выполнили значительный объем организационно-методической работы в области профилактики социального сиротства, в частности:

Сотрудниками фонда написаны и опубликованы ряд книг и методических пособий, посвященных практическим вопросам оказания помощи детям, пострадавшим от насилия и пренебрежения нуждами, и организации работы с их семьями:

- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь.» (Москва: Генезис, 2006, - 256 стр – 1е издание; Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2010, - 460 стр., 2013 гг., - 470 стр – 2е и 3е издания, дополненные и переработанные)

- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму» (Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013, - 238 стр.)

- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму, в условиях организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2015 – 232 стр.)

- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. «Как услышать ребенка» - пособие для специалистов и руководство по проведению интервью с детьми-мигрантами (на примере детей из Молдовы), находящимися на территории Российской Федерации, в отношении которых решается вопрос о возвращении в Молдову либо интеграции в России (Москва: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012)

- Алексеева И.А., Новосельский И.Г., Жилина Э.В., Луполишина Т.В. «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика группового тренинга» (Санкт-Петербург: Речь, 2012 – 156 стр.)

В результате проводимых сотрудниками СПб фонда «Новые шаги» с середины 1990-х гг. семинаров по проблемам насилия по отношению к детям и пренебрежения их нуждами многие специалисты - психологи, педагоги, социальные работники, врачи - в разных городах России от Санкт-Петербурга и Москвы до Хабаровска и Магадана впервые получили представление о проблемах жестокого обращения с детьми и приобрели навыки диагностики этих проблем и оказания помощи детям. Практически все известные некоммерческие организации Санкт-Петербурга, оказывающие помощь детям и неблагополучным семьям, привлекали психологов Фонда «Новые шаги» для обучения своих специалистов и представителей сотрудничающих с ними государственных социальных служб.

В 2012-2013 гг. при финансовой поддержке из федерального бюджета РФ на базе фонда «Новые шаги» работал Психологический ресурсный центр для социально ориентированных некоммерческих организаций. Задачей Психологического ресурсного центра являлось оказание образовательной, методической и супервизорской поддержки специалистам и волонтерам НКО для повышения качества работы с детьми и семьями и профилактики возникновения синдрома профессионального выгорания. За год работы Психологического ресурсного центра более 150 специалистов и добровольцев из более чем 20 социально ориентированных НКО участвовали в обучающих семинарах, группах супервизии и профессиональной поддержки, посещали индивидуальные консультации и супервизии по работе с трудными клиентами, приходили командами и приглашали психологов фонда «Новые Шаги» в свои организации для помощи в разрешении проблем во взаимодействии в коллективе и улучшения работы с детьми и семьями.

Деятельность по психологическому сопровождению некоммерческих организаций была начата фондом «Новые шаги» еще в 2006-2009 гг. на средства негосударственных благотворительных организаций, считавших, что НКО для успешного функционирования на благо общества необходимо не только финансирование, но и помощь в разрешении организационных вопросов и преодолении синдрома профессионального выгорания.


В 2008 г. Фонд «Новые шаги» стал одним из победителей конкурса грантов Общественной палаты РФ для НКО, что дало возможность специалистам Фонда в 2009 г. оказывать психологическую помощь детям, воспитывающимся в детском доме. Психологи Фонда проводили психологические занятия с детьми, психологические группы и занятия для тех родителей и родственников, которых удавалось привлечь к сотрудничеству с детским домом, консультации для сотрудников детского дома по проблемам взаимодействия с детьми.

Специалисты фонда «Новые шаги» неоднократно привлекались к разработке и внедрению системы раннего выявления и кризисной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, в разных регионах России. С этой целью в 2004-2011 гг. при поддержке Программы «Помощь детям-сиротам в России» и региональных администраций психологами фонда «Новые шаги» проводилось обучение межведомственных команд специалистов (сотрудников социальных и психологических служб, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, здравоохранения, образования и правоохранительных органов) и сопровождение работы социальных служб в Магаданской области, Алтайском крае, Томской области, Хабаровском крае, Республике Бурятия.

Сотрудниками Фонда «Новые шаги» разработан и при организационной и финансовой поддержке Программы «Помощь детям-сиротам в России» внедрен в 20 школах города Хабаровска новый вид социальной услуги для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации - «социальная гостиная при школе». Эта услуга помогает детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь, и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых. Дети, посещающие социальные гостиные, стали лучше удерживаться в школе, практически не дублируют классы, меньше времени проводят на улице без присмотра со стороны взрослых, на более ранних этапах стали выявляться случаи жестокого обращения с детьми и приниматься меры по этому поводу. Эта услуга получила распространение и при поддержке Программы «Помощь детям-сиротам в России» была внедрена в ряде школ Томской области.

В 2006-2007 гг. психологи фонда «Новые шаги» были включены в группу специалистов, оказывающих психологическую помощь детям, родителям и учителям в г.Беслане, пострадавшим в результате захвата школы террористами.

В 2004-2007 гг. специалистами фонда «Новые шаги» апробирована и внедрена в работу нескольких социальных служб в Петербурге, Москве, Хабаровске и Магаданской области методика проведения психологических групп для неблагополучных родителей (злоупотребляющих алкоголем и плохо заботящихся о детях; жестоко обращающихся с детьми) и для родителей детей с особыми потребностями. Это позволило существенно повысить эффективность работы с родителями и улучшить положение детей в семье (уменьшилось количество случаев жестокого обращения с детьми; родители и дети стали регулярнее посещать социальные службы; раньше стали выявляться проблемы).

Более двадцати лет СПб Фонд «Новые шаги» поддерживает работу подросткового волонтерского телефона доверия - «Телефона Подростковых Проблем». Консультантами на этой линии доверия бесплатно работают подростки 18-21 года - студенты ВУЗов, прошедшие специальную подготовку под руководством психологов Фонда «Новые шаги». Ценность такой модели телефона доверия заключается в том, что подростки, имеющие нарушенные отношения со взрослыми в семье и в школе, проблемы в общении со сверстниками, часто не доверяют взрослым и неохотно обращаются за помощью к специалистам. Консультанты «Телефона подростковых проблем», сами нередко близкие абонентам по возрасту, оказывают психологическую поддержку звонящим и при необходимости мотивируют их на обращение к специалистам. Кроме того, «Телефон подростковых проблем» нередко является единственной возможностью общения со сверстниками для подростков с ограниченными возможностями общения и инвалидов.