О фонде

Обучение

 

Проекты

Обложка книги "Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму"

Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму

М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013 - 238 с.

 

 

В книге, написанной сотрудниками Санкт - Петербургского фонда "Новые шаги", представлены две методики: групповой работы с детьми, направленной на преодоление психологической травмы, и интервьюирования ребенка, попавшего в учреждение временного пребывания.

Обе методики направлены на разрешение общих проблем, с которыми часто приходится сталкиваться в практической работе. В первую очередь, эти проблемы касаются того, как и о чем разговаривать с ребенком, пережившим за свою небольшую жизнь множество психологических травм, в частности, насилие по отношению к нему и пренебрежение его нуждами со стороны людей, обязанных заботиться о нем.

 

Методика проведения групповых психологических занятий с детьми описывает помощи детям, пережившим психологические травмы, значительная часть которых приходится на жестокое обращение с детьми. Программа занятий с детьми основана на когнитивно-поведенческом подходе к работе с последствиями психологической травмы.

Несмотря на то, что программа групповых занятия выстраивается вокруг работы по преодолению психологической травмы, некоторые части программы могут использоваться для любых других психологических занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков, развитие самопонимания, обучение безопасному поведению и т.п.

Во второй части книги приводится план интервью с ребенком, поступившим в приют или социально-реабилитационный центр. Особое внимание при этом уделяется пониманию специалистами того, что пришлось пережить ребенку до того, как он попал в учреждение временного пребывания, к кому он привязан, как видит свое будущее, и на основании чего в его сознании выстраивается картина его актуальной ситуации и возможностей ее улучшения.

При написании плана беседы с ребенком авторы старались учитывать не только то, о чем надо разговаривать с ребенком, но и, возможно, самое важное по отношению к детям, не привыкшим раскрывать свои переживания и не очень доверяющим взрослым, – как разговаривать

Представляется, что последовательный и подробный разговор с ребенком, оказавшимся в силу каких-либо причин вне семьи в интернатном учреждении, является необходимым условием для понимания того, как выстраивать реабилитационную работу и содействовать его дальнейшему жизнеустройству.

Специалистам часто трудно обсуждать с детьми их травматический опыт, мы надеемся, что настоящее пособие облегчит реализацию этой задачи.

 

СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕОДОЛЕВАЯ ВМЕСТЕ.
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОВОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,ПЕРЕЖИВШИМИ ТРАВМАТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ

Теоретическая часть

Основные психотравмирующие события в жизни детей

Психологическая характеристика детей, переживших оструюпсихологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях.

Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму

Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт.

Групповые и индивидуальные формы работы

Рекомендации по организации и ведению групповых занятий с детьми

Подбор участников в группу

Требования к ведущим групповых занятий

Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе

Программа групповой работы с детьми, пережившими психологическую травму

Структура тренинга

Описание занятий для каждого этапа программы

Этап 1. Подготовка к проработке травматических переживаний у детей

Этап 2. Проработка травматических переживаний у детей

Этап 3. Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей

и преодолению психотравмирующих условий

КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА.
МЕТОДИКА УЧЕТА МНЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММИ РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЕГО ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА

Введение

Общие рекомендации

Что нужно знать о ребенке, чтобы понять его точку зрения

Процедура общения с ребенком

Знакомство, позиционирование, выстраивание контакта с ребенком

История и условия жизни ребенка и его отношение к ним

Учебные заведения и досуг

Возможные правовые проблемы и взаимоотношения с правоохранительными органами

Кризисные ситуации, с которыми сталкивался ребенок

Социальные связи и жизненные перспективы ребенка в Российской Федерации или в другой стране

Заключительный этап беседы

Выводы относительно понимания ребенком своей ситуации, его жизненной истории и перспектив

План интервью для старших детей

Форма сведений о жизни ребенка

Модуль 1. Знакомство и позиционирование

Модуль 2. Актуальное состояние и проблемы глазами ребенка

Модуль 3. Жизненная история, как ее видит ребенок и отношение к ней

Модуль 4. Условия жизни ребенка

Модуль 5. Учебные заведения и досуг

Модуль 6. Возможные правовые проблемы и взаимоотношения с правоохранительными органами

Модуль 7. Психологические травмы, кризисные ситуации, с которыми сталкивался ребенок

Модуль 8. Наличие социальных связей и привязанностей

Модуль 9. Представление о жизненных перспективах

Модуль 10. Готовность взаимодействовать со взрослыми специалистами

Модуль 11. Информирование о возможностях жизнеустройства в Российской Федерации и возможной

репатриации в другую страну

План интервью для младших детей

Процедура интервью с применением рисунков

 

ОБ АВТОРАХ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

Литература

 Посмотреть или сохранить оглавление книги в формате pdf