О фонде

Обучение

 

Проекты

Обложка книги "Работа с детьми, перенесшими психологические травмы"

Работа с детьми, перенесшими психологические травмы

Методика группового тренинга

 

И.Алексеева, И.Новосельский, Э.Жилина, Т.Луполишина

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург: изд-во "Речь", 2012 г. - 156 с

 

В книге представлена методика проведения группового коррекционного психологического тренинга для детей, перенесших психологические травмы: физическое, домашнее, сексуальное, эмоциональное насилие, переживающих утрату близких или столкнувшихся с другими событиями, которые воспринимаются и переживаются как психологическая травма.

Для детей, переживших тяжелые травмирующие события,  общими характеристиками являются потеря доверия к миру (потеря чувства, что мир -  безопасное и справедливое место) и к взрослым, что приводит к трудностям формирования контактов, выраженному внутреннему напряжению, легко возникающему страху повторения травмирующей ситуации,  растерянности, большому количеству негативных эмоций, потере позитивной  перспективы будущего. 

Это приводит к нарушениям адаптации ребенка в семье и школе, трудностям взаимоотношений со сверстниками, нередко проявляется в дезадаптивном поведении, которое зачастую компенсирует тяжелые эмоциональные переживания. 

Наряду с общими нарушениями при переживании конкретных травм могут проявляться и специфические особенности, обусловленные как характером травм, так и возрастом и уязвимостью  ребенка или подростка.

 

Содержание книги:

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1.1. Основные психотравмирующие события и проблемы детей, попадающих в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних
1.2. Психологическая характеристика детей, переживших острую психологическую травму или длительное время живущих в психотравмирующих условиях (физическое насилие; сексуальное насилие; психологическое насилие; домашнее насилие; пренебрежение нуждами ребенка; утраты и разрушение значимых эмоциональных связей; ситуации, связанные с угрозой для жизни)
1.3. Особенности детского реагирования на травму, посттравматическое стрессовое расстройство у детей
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Особенности проявления ПТСР у детей
1.4. Трудности формирования помогающих отношений с детьми, пережившими травму
1.5. Основные направления психологической работы с детьми, имеющими травматический опыт. Групповые и индивидуальные формы работы

 

II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЮ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ


2.1. Подбор участников в группу (пол, возраст, поведенческие особенности, характер психологической травмы, навык работы в группе)
2.2. Требования к ведущим групповых занятий
2.3. Формирование обстановки безопасности и доверия в тренинговой группе

 

III. ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ


3.1. Структура тренинга

3.2. Описание занятий для каждого этапа программы
Этап I. Подготовка к проработке травматического переживания у детей (занятия 1–10)
Этап II. Проработка психотравмирующих переживаний у детей (занятия 11–21)
Этап III. Развитие приемов и способов поведения, способствующих социальной адаптации детей
и преодолению психотравмирующих условий (занятия 21–30)

 

Список литературы


 

 

 

Литература

 Посмотреть или сохранить оглавление книги в формате pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический ресурсный
центр для некомерческих организаций
Ищем
финансирование
проектов